? имя богатыря, упоминаемого русскими былинами. Личность К. представлена в русском эпосе лишь в смутных очертаниях. В былине ("Сборник Гильфердинга", ¦ 185), где выведен богатырь К., он является в сообществе с Муромляном-богатырем и Самсоном-богатырем. Им приписывается такая же похвальба перевернуть Землю, как и Святогору, следовательно, предполагается, что они отличаются такой же непомерной силой. За похвальбу они наказаны так же, как Святогор: они все трое не могли поднять сумки переметной ? земной тяги ? и погрязли в землю. В былине, записанной в Алтайском округе ("Песни Киреевского", I, стр. 7 ? 10), К. с отчеством Иванович представлен стоящим на заставе богатырской вместе с Ильей Муромцем, Самсоном Васильевичем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, но никаких подвигов не совершает. Отчество Колыванович носит в былинах иногда богатырь Самсон (Тихонравов и Миллер, "Былины старой и новой записи", ¦ 49; Киреевский, IV, стр. 44). Упоминается однажды и Иван Колыванович (Киреевский, I, стр. 58). Наконец, встречается и сложное название богатыря Самсон-Колуван (Тихонравов и Миллер ? "Былины старой и новой записи", ¦ 8).
Имя Колыван вошло в наши северные былины из финских сказаний, в которых является общераспространенным именем главных богатырей. Так герои Калевалы (см.), Вэйнэмейнен, Лемминкэйнен, Куллерво и др., обыкновенно в рунах называются сынами Калева, Калевичами (Kalevan poika). Главный герой эстонских народных сказаний также постоянно называется сыном Калева (Kalevipoeg). Имя мифического родоначальника финских богатырей Калева толкуется как скалистый, причем предполагают, что он олицетворяет скалистую природу Финляндии. Сказания о сынах Калева рассеяны по Финляндии, Эстляндии и общеизвестны в русской Карелии (в Олонецкой и Архангельской губерниях), где были собраны в наибольшем количестве руны Калевалы. Немудрено, что слыша финские сказания о богатыре Kalevan poika, русское население запомнило его имя и усвоило его былевому эпосу, сделав из родительного падежа Kalevan имя К. и отчество Колыванович. Однако, содержание финских сказаний о Kalevan poika не отразилось на былинах: запоминалась только одна черта финского богатыря, что он был великан и отличался непомерной силой. Так, например, около Юрьева показывают громадный камень, брошенный сыном Калева при состязании с братьями. Местное предание в области Пскова рассказывает, что когда враги угрожали стране, сын Калева вознамерился построиться в другой местности и отправился в Псков за досками. Нагруженный двенадцатью дюжинами громадных досок, он пошел вброд Чудским озером, и вода доходила ему только до чресл.
Ср. Fr. Kruse, "Urgeschicht e des Esthnischen Volksstammes" (p. 175); Wiedemann, "Aus dem inneren und a usseren Leben der Esten" (1876, p. 421). О финском происхождении имени К. см. ст.: Schiefner'a, "Versuch einer Erkl a rung des Zusammenhangs finnischer Sagen mit russischen" в "Erman' s Archiv fu r wissenschaftliche Kunde von Russland" (XXII, 1863); Bc. Миллер, "Отголоски финского эпоса в русском" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", ч. CCVI, отд. 2, стр. 123 и сл.); Comparetti, "Der Kalewala oder die traditionelle Poesie der Finnen" (Галле, 1892, стр. 190).
Bc. Миллер.