(итал. ? clarinetto, нем. ? Clarinette) ? духовой деревянный инструмент с клапанами, имеет форму цилиндрической трубки, нижнее отверстие которой оканчивается небольшим раструбом. В верхнее отверстие дуют через мундштук, имеющий форму усеченного цилиндра, с пластинкой или язычком (anche). К. развился в начале XVIII столетия из старинной французской свирели ? chalumeau, благодаря трудам Христофора Деннера в Нюрнберге, и получил свое название вследствие сходства высоких звуков со звуками маленькой трубы (clarinetto). В группе духовых деревянных инструментов К. ? самый совершенный по чистой, выразительной звучности и техническому устройству. Сопрановые К. бывают разных строев. К. в C ? первоначальный и самый старинный. Его партия звучит, как пишется ? в скрипичном ключе. Ноты нижнего регистра полновесны и мрачны, среднего ? тусклы, слабы, высокого ? блестящи, благородны, высшего ? пронзительны. В К. в строе B объем тот же, но ноты звучат на большую секунду ниже писаных нот партии, самая же партия пишется в скрипичном ключе и в тональности, отстоящей на большую секунду выше от тональности пьесы; например, если пьеса в C - dur , то партия К. пишется в D - dur. К. в строе A звучит на малую терцию ниже писаных нот; партия К. пишется в скрипичном ключе и в тональности, отстоящей на малую терцию вверх от тональности пьесы; например, если пьеса в C-dur , то партия К. пишется в Es-dur. Чем меньше хроматических знаков в ключе партии К., тем легче играть; поэтому К. in B применяется в пьесах с бемолями, К. in A ? в пьесах с диезами. К. in B ? наиболее употребительный; по тембру он чище, благороднее К. in C. К. in A по тембру мягче предыдущих К.; характер звука нежный, элегичный. Объемы К.:
К. применяются в симфоническом оркестре (преимущественно ? два в одном строе). Басовые К. в C , B и A по внешности пропорционально увеличены в сравнении с сопрановыми К. и имеют их звуковой объем, но только октавой ниже. В техническом отношении они менее подвижны. Низкий и средний регистры самые красивые; по мере приближения к верху звуки теряют свой благородный тембр. В оркестре применяется один басовый К., преимущественно в строе B. Существуют К. высших строев, например в D , Es, они звучат выше сопранового К. в C , редко применяются в симфоническом оркестре по причине резкого, крикливого звука и чаще встречаются в военных оркестрах. Семейство К. обширно. Всех разновидностей К. 12. Здесь рассмотрены только главные.
Н. Соловьев.