? одно из наименований Бога в еврейской Библии, где оно упоминается попеременно, а иногда и вместе с другими наименованиями Божества ? Иегова, Адонай и т. д. По своей этимологии это ? множественное число слова Элоах или Эл , общего названия для божества у семитических народов (у ассириян, например, Ил, Илу ). В основе этого слова лежит понятие могущества и творчества (в отличие от Иегова или Иаве, в основе которого лежит понятие безличного бытия или безусловной сущности), и потому оно встречается уже в 1 главе Библии, где говорится о сотворений мира. Тут же употреблена и та форма сочетания его со сказуемым, которая издавна возбуждала необычайный интерес: множественная форма его соединена с единственным числом глагола бара (Боги сотворил). В разъяснение этого сочетания приводились разные мнения. По мнению одних, здесь надо видеть указание на троичность лиц в едином божестве; по мнению других, эта форма указывает на то, что при сотворении мира Бог действовал вместе с окружавшими Его высшими духами, а с точки зрения отрицательной критики ? это остатки древнего политеизма евреев, лишь постепенно выработавшегося в строгий монотеизм. По аналогии с другими словами, для выразительности употребляющимися во множественном числе (например, шаммаим ? небо, небеса), можно и в Е. усматривать смысл величия и беспредельности. Со словом Елогим связывается еще и другой вопрос библейской критики. Так как в Библии, особенно в Пятикнижии, в одних местах употребляется исключительно форма Елогим, а в других ? Иегова, то критика нашла здесь основание для того, чтобы приписывать эти места разным авторам ? елогисту и иеговисту (подробнее см. Критика библейская и Пятикнижие).
А. Л.