(D. Luis de Gongora у Argote) ? испанский писатель (1561-1627), давший имя целому литературному течению в Испании, основатель школы вычурного, утонченного стиля, известного под именем гонгоризма, или культизма. Образование получил в Саламанкском унив.; под старость сделался священником. Около 11 лет он провел при дворе в Вальядолиде. Г. считался первым, самым блестящим и выдающимся поэтом своего времени. До отъезда ко двору Г. является поэтом искренним, простым и вместе с тем сильным, блестящим и даровитым. Большинство ранних стихотворений Г. написано короткими строфами и исполнены нежности и изящества. Особенно хороши его "letrillas" и множество шутливых романсов и сонетов с сатирическим направлением, а также юношеские его терцины ? небольшие, разнообразные по форме стихотворения, остроумные и дышащие нежностью. Даже оды этой первой его эпохи ? серьезные, величавые ? могут служить образцами испанской оды высокого стиля. Все эти произведения, написанные Г., когда он еще жил в родной Кордове, никому не ведомый, не только не дали ему почестей, о которых он мечтал, но даже и средств к жизни. Около 1605 г. он попадает ко двору и сразу усваивает себе другой стиль, который обращает на него всеобщее внимание. Отличительную черту этого стиля составляют самые преувеличенные гиперболы и нагроможденные друг на друга нелепые и неясные метафоры. Наиболее характерными образчиками крайностей нового стиля Г. являются поэмы его "Fabulas de Polifemo" и "Soledad". Огромный успех Г. создал ему многочисленных учеников и последователей, кот. даже превзошли своего учителя. Один из наиболее восторженных поклонников Г., Лопес де Висунья, год спустя после смерти поэта собрал и издал его произведения под пышным заглавием "Obras en Verso del Homero español" (стихотворения испанского Гомера). К сочинениям Г. приложены комментарии, превышающие не менее чем в десять раз текст, которому они предназначены служить разъяснением, ? а без комментариев поэзия его была бы совершенно непонятной. Многие выдающиеся писатели порицали аффектацию и вычурность введенного Гонгорою слога. Лопе де Вега, с которым он был лично знаком, Г. никак не мог простить его остроумных нападок на "гонгоризм". Сильнее всех были нападки Кеведо на введенное Г. искажение языка, на его "latiniparla", т. е. стремление к аффектации слога и введение чуждых латинских слов и оборотов.
М. Ватсон.