(наст. фам. Гапон-Новых) [5 (17) февраля 1870
местечко Белик Кобыляцкого уезда Полтавской губернии - 28 марта (9 апреля) 1906, Озерки, близ Санкт-Петербурга], политический деятель, священник. Родился в семье волостного писаря. Окончил духовное училище, затем духовную семинарию в Полтаве. В семинарии увлекся толстовством; отказался от стипендии и зарабатывал на жизнь уроками. В 1893-96 - земский статистик, дьячок, дьякон. В 1896 рукоположен в священники, тогда же женился на дочери купца. В 1898 после смерти жены уехал в Петербург, где при содействии К. П. Победоносцева поступил в Петербургскую духовную академию. Но в следующем году ушел из нее по болезни. В 1902 сдал экстерном экзамены за 3-й и 4-й курсы. В 1903 защитил диссертацию "Современное положение прихода в православных церквах, греческой и русской". С 1900 священник Общества попечения о бедных и больных детях, законоучитель Детского приюта трудолюбия св. Ольги. Эффектная внешность, незаурядный ораторский талант, умение производить впечатление на духовных и светских властителей обеспечили ему популярность среди прихожан и сравнительно неплохие места службы. Предложения Гапона по преобразованию благотворительных учреждений, проекты создания рабочих домов и колоний вызвали недовольство руководителей попечительных заведений, и он был отстранен Синодом в 1902 от своих обязанностей "за моральную греховность". Кроме того, в 1902 воспитанница детского приюта, в котором служил Гапон, А. Уздалева стала его гражданской женой, так как православный священник не мог вступать в брак повторно. Ораторские и организаторские способности Гапона, его проповеди "о силе рабочего товарищества" привлекли внимание министра внутренних дел В. К. Плеве и творца системы "полицейского социализма" С. В. Зубатова. По инициативе Зубатова Гапон направил председателю Комитета министров С. Ю. Витте записку с просьбой о содействии в легализации рабочих организаций, созданных под надзором полиции. Получив поддержку от петербургского градоначальника И. А. Фуллона, на средства Департамента полиции снял в августе 1903 чайную-читальню, ставшую центром "Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга", численность которого возросла с 30 человек в ноябре 1903 до 1,2 тыс. в сентябре 1904. Гапон получал денежное вознаграждение от Зубатова за сведения о рабочем движении и одновременно от внутриполитического ведомства за информацию о деятельности самого жандармского полковника. "Кровавое воскресенье". Бегство за границу После начала забастовки на Путиловском заводе в декабре 1904 и неудачных попыток урегулировать конфликт между администрацией завода и "Собранием...", Гапон обратился с петицией к императору. В это же время, по-видимому, стал проводить самостоятельную политику, выйдя из-под контроля петербургских властей и Департамента полиции. 8 января 1905 уведомил Николая II и министра внутренних дел П. Д. Святополка-Мирского о намеченной на следующий день манифестации. В письме царю Гапон предупреждал: "Знай, что рабочие и жители г. Петербурга, веря в тебя, бесповоротно решили явиться завтра в 2 часа пополудни к Зимнему дворцу, чтобы представить тебе свои нужды и нужды всего русского народа. Если ты, колеблясь душою, не покажешься народу и если прольется невинная кровь, то порвется нравственная связь, которая до сих пор существует между тобой и твоим народом. Доверие, которое он питает к тебе, навсегда исчезнет. Явись же завтра с мужественным сердцем перед твоим народом и прими с открытой душой нашу смирную петицию". Петиция включала наряду с экономическими и политические требования вплоть до введения народного представительства. 9 января в 12 часов Гапон отслужил молебен о здравии царя в часовне Путиловского завода и возглавил мирное шествие к Зимнему дворцу, которое было расстреляно царскими властями. Во время расстрела Гапон был вытащен из-под пуль эсером П. М. Рутенбергом, и некоторое время скрывался на квартире А. М. Горького. С измененной внешностью, коротко остриженный, он покин