Значение НИКИТА КОСТРОМСКОЙ в Православной энциклопедии Древо

НИКИТА КОСТРОМСКОЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий ( XV в.), архимандрит , преподобный [1] .

Память 15 сентября .

Ученик и, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского . Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье.

Принял постриг и пребывал в обители преподобного Сергия в числе его учеников.

Предположительно, не позднее середины 1380-х годов преподобный Никита поступил в братию Серпуховского Высоцкого монастыря . Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия.

В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1414 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился в Боровск , где по преставлении преподобного Никифора стал духовником Высоко-Покровского монастыря . Здесь, около 1415 года, поступил к нему в ученики преподобный Пафнутий Боровский .

В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому , где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь .

В 1422 году преподобный Никита сподобился увидеть обретение святых мощей своего сродника и учителя преподобного Сергия Радонежского .

Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители.

В 1559 - 1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты.

После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

Честные мощи преподобного Никиты доныне пребывают под спудом в склепе костромского кафедрального собора Богоявленско-Анастасиина монастыря.

Память о преподобном Никите долго хранилась и в южном Подмосковье, в некоторых списках учеников преподобного Сергия он именуется Серпуховским или Боровским. Глубоко почитали святого Никиту Серпуховско-Боровские князья — Владимир Андреевич Храбрый (+1410) и его потомки.

Сведения о преподобном Никите весьма скудны, а жизнеописание отсутствует. Но вместе с тем Господь ущедрил его такою благодатью, что все места пребывания угодника Божия на путях Древней Руси освящались его присутствием, соединялись с его именем и прославлялись вместе с ним — Никита Радонежский, Никита Высоцкий (Серпуховский), Никита Боровский, Никита Костромской.

Использованные материалы

http://www.kostroma-eparhia.ru/page.php?_i=prepodobnyj_nikit...skoj

http://www.visotskymon.ru/podvizhniki/Nikita.php

[1] Местночтимый святой Калужской и некоторых других (?) епархий.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.