Значение МОСКОВСКИЙ ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо

Что такое МОСКОВСКИЙ ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Монастырь во имя святителя Иоанна Златоуста в Москве (недейств.)

История

Основание и Московский период Неизвестно точно, кем и когда был основан Златоустовский монастырь. Известно лишь то, что первая деревянная церковь во имя святителя Иоанна Златоуста появилась здесь задолго до слободских поселений мясников и огородников, примерно в конце XIV века. Она была построена на древнем посаде московскими гостями, то есть торговыми людьми, ибо посад тогда шёл от Кремля вплоть до этой территории, а стены Китай-города , отделившей посад от остальной Москвы , ещё не было.

Видимо, спонтанно, в тихом месте близ Кремля, возникло поселение монахов. Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году, когда здесь был похоронен архидиакон новгородского владыки Иоанна Иоаким. К концу XV века обитель пришла в упадок, и храм Иоанна Златоуста был перенесён в Покровский монастырь .

Восстановление, возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III . Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшие земли, разбил великолепные сады с фруктовыми деревьями которые запечатлелась в старомосковском названии близлежащего Старосадского переулка. Великий князь обратил внимание на маленькую, притаившуюся близ его двора обитель основанную во имя его небесного покровителя, и принял немалое участие в её благоустоении. По его приказу в 1478 году старый деревянный храм был разобран. Приглашённые псковские мастера всего за год возвели новый пятиглавый собор во имя святого Иоанна Златоуста, освящённый по дню ангела великого князя, 27 января , и ещё маленькую придельную церковь во имя святого апостола Тимофея , - по дню рождения Ивана III, 22 января .

Долго, более года стоял неосвящённым главный собор, ибо великий князь и митрополит Геронтий спорили - как ходить на крестном ходу , посолонь или же против солнца. Когда в 1482 году митрополит наконец дозволил исполнить волю государя и освятил храм, то великий князь учредил здесь игуменство и дал настоятелю монастыря "право предстояния под Воскресенским игуменом выше всех соборных попов и игуменов московских", как писал один старинный историк Москвы.

В 1571 году во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея Златоустовский монастырь был сожжён, а в 1611 году разграблен поляками , но уже в 1613 году возобновлён. В 1663 году главный собор выстроен заново тщанием князя Фёдора Барятинского .

Императорский период Несмотря на перенесение столицы в новооснованный Санкт-Петербург , монастырь обустраивали и украшали многие государи и знаменитые люди и в новом времени. Так, знаменитый сподвижник Петра I , генерал-адмирала Фёдор Матвеевич Апраксин , был, как и его предки, ревностным покровителем монастыря. В Златоустовском монастыре до революции 1917 года хранилось большое медное паникадило с надписями на шведском и латинском языке, подаренное им в память о своем участии в Северной войне . Именно Апраксин испросил у царя разрешение учредить в полюбившейся ему обители архимандрию и погребать на монастырском погосте знатных людей. Петр в то время был в Киеве и велел митрополиту Стефану (Яворскому) в своем присутствии в Киево-Печерской Лавре 15 августа 1706 года посвятить Златоустовского игумена Антония в архимандрита . Тогда же царь назначил монастырю жалование, так как, хотя пожертвования в него и были щедрыми, но постоянных средств к содержанию монастырь не имел. В 1713 году в монастыре появилась Благовещенская церковь, построенная старанием Апраксина и освящённая митрополитом Стефаном (Яворским) взамен сгоревшей в 1660 году Покровской церкви, также возведённой дворянами Апраксиными. Подклет Благовещенской церкви стал усыпальницей Апраксиных - здесь Фёдор Матвеевич похоронил своего отца, убитого в 1667 году калмыками и башкирами, а потом и сам обрел последнее пристанище в 1728 году.

В 1710 году монастырь получил в свое ведение вотчины, но средств все равно не хватало. 29 мая 1737 года "от копеечной свечки" монастырь сгорел, но был возобновлён пожертвованиями императрицы Анны Иоанновны и частных вкладчиков. Потом его восстановлением занималась императрица Елизавета Петровна . В 1740 году, посетив обитель, она пожертвовала ему 2000 рублей на строительство церкви во имя соименной ей святой. С этого времени средства монастыря значительно увеличиваются. Надвратный храм во имя Захария и Елисаветы - в воспоминание дня тезоименитства императрицы - был окончен в 1742 году по проекту известного архитектора И.Ф. Мичурина . В 1746 году императрица заказала Мичурину постройку красивой монастырской колокольни взамен прежней, относящейся к 1712 - 1714 годам.

Вскоре, в 1757 - 1761 годах здесь была выстроена новая Троицкая церковь, основанная ещё в конце XVI века думным дворянином Василием Зюзиным . Изначально её придел был освящён во имя Нерукотворного Спаса . Однако при елизаветинской перестройке храмовый придел переосвятили во имя святителя Димитрия Ростовского , незадолго до того канонизированного . Это был первый престол , освящённый во имя святителя.

В 1764 году, после секуляризации церковных земель монастырь был причислен к 3-му классу, недвижимое имущество его отнято, а взамен положено денежное жалование 806 рублей 30 копеек. В 1775 году в обители подтверждена архимандрия. При императоре Павле I содержание монастыря увеличено до 1460 рублей.

В 1812 году Златоустовский монастырь не пострадал от пожара, но был разграблен. Однако, главные ценности и ризница были спасены потому что архимандрит Лаврентий перед нашествием Наполеона в Москву увез их в Вологду . Братия же, отслужив литургию, скрылись из монастыря и скитались по разным приютам, пока не смогли вновь вернуться в стены родной обители, возобновившейся в 1816 году. Однако бедствия его не прекратились. В 1821 году после сильных дождей обитель была затоплена вышедшими из берегов прудами и подземными ключами и только в 1824 году приведена в порядок.

Однако, в том же 1821 году сибирские купцы, торговавшие в Москве, устроили в монастырской Троицкой церкви придел во имя Иннокентия Иркутского , сооружённый на средства Д.П. Шапошникова.

В 1848 году от чудотворного образа Знаменской иконы в Троицкой церкви монастыря исцелился больной холерою - и с этого времени началось процветание монастыря, длившееся до революции.

В начале XX века при монастыре была церковно-приходская школа, а к 1917 году - 4 храма с 6 престолами.

Не только главные вкладчики монастыря, Апраксины, но и многие другие видные личности и роды покоились на погосте Златоустовского монастыря. В 1745 году здесь был погребён генерал-аншеф Александр Иванович Румянцев , отец знаменитого полководца и дед основателя столь же знаменитого музея. Тут упокоились контр-адмирал И.А. Сенявин , генерал-аншеф М.А. Матюшкин , царевичи Касимовские и многие другие.

Советский период и разрушение Утверждение богоборческой власти сразу же выразилось в переименовании прилегавших к монастырю переулков - Большого и Малого Златоустинских - в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Вскоре, зимой 1933 года, и сам монастырь подвергся закрытию и уничтожению. Его территорию отдали под строительство ведомственного жилого дома для сотрудников Лубянки. На его месте в 1934 году архитекторами Л.З. Чериковером и Н.И. Арбузниковым был возведён жилой дом в революционном стиле конструктивизма со столовой на втором этаже, а на территории монастырского сада позднее построили здание детского сада. Кроме чекистов в новом доме получил квартиру писатель Александр Фадеев. В бывших монастырских кельях, два корпуса которых вдоль северной границы основной территории монастыря уцелели до нашего времени в Малом Златоустинском переулке, собирались одно время разместить клуб Бауманского райкома ВЛКСМ.

Как наследие Златоустовского монастыря уцелела его икона святого Димитрия Солунского : в 1935 году она была передана в Антирелигиозный музей в Донском монастыре , а оттуда - в Третьяковскую галерею.

Настоятели

Антоний, архимандрит 1703 - 1706

Лаврентий, архимандрит 1735 - 1758

Моисей (Близнецов-Платонов) 1800

Лаврентий (Бакшевский) 1808 - 1813

Авраам (Шумилин) 1813 - 1816

Даниил (Сивиллов) 1832 - 1837

Митрофан (Воронцов) 1837 - 1839

Поликарп, архимандрит 1896

Исидор (Колоколов) 1900 - 1902

Алипий (Попов) 1905 - 1909

Сщмч. Феодосий (Ганицкий) 1909 - 1920

Насельники

Прмч. Пахомий (Туркевич) , игумен - до 1923 (или 1933 )

Прмч. Рафаил (Тюпин) , иеромонах 1922 - 1927

Использованные материалы

Страница портала Православие.ру :

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-zlatoust.htm

Страница детского информационного агентства NotaBene :

http://www.notabene.ru/pamiatniki/zlatomon.html

Фотография проекта Храмы России :

http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=1504

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.