Значение МЕЛЕТИЙ (МЕТАКСАКИС) в Православной энциклопедии Древо

МЕЛЕТИЙ (МЕТАКСАКИС)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Мелетий (Метаксакис) ( 1871 - 1935 ), папа и патриарх Александрийский , бывший митрополит Элладский и патриарх Константинопольский .

В миру Метаксакис Еммануил, родился 21 сентября 1871 года в селе Парсас на Крите и получил при крещении имя Иммануил.

Жизнеописание

Начало пути

В 1889 году поступил в семинарию Святого Креста в Иерусалиме . В 1892 году был пострижен в монашество с именем Мелетий и рукоположен во иеродиакона . В 1900 году, после окончания богословского образования, патриарх Дамиан Иерусалимский назначил его секретарём Священного Синода Иерусалимской Патриархии . Восемь лет спустя, в 1908 году, тот же патриарх Дамиан изгнал Мелетия вместе с архимандритом Хризостомом , будущим Афинским архиепископом, из Святой Земли за «деятельность против Святого Гроба» [1] .

В 1909 году Мелетий посетил Кипр и здесь, вместе с двумя другими православными священнослужителями, вступил в ряды английской масонской ложи [2] . В следующем 1910 году он становится митрополитом Китийским на Кипре. После смерти 13 ноября 1912 года патриарха Константинопольского Иоакима III Мелетий выдвигал свою кандидатуру на Константинопольский престол, но Священный Синод решил, что «с канонической точки зрения» он «не может быть зарегистрирован как кандидат на патриарший престол в Константинополе». Затем Мелетий пытался стать Кипрским архиепископом. Но его снова его постигла неудача, во многом обусловленная его нескрываемыми политическими амбициями и модернизмом [3] .

Митрополит Афинский

В 1916 году он уезжает в Грецию , где, при поддержке своего родственника, также масона, Елевферия Венизелоса , находившегося во главе греческого правительства, становится в 1918 году митрополитом Афинским . Когда в 1920 году Венизелос проиграл выборы в Греции, Метаксакис был смещён с престола. На протяжении всей своей деятельности Мелетий проявил себя как крайний «венизелист» – приверженец анти-монархического курса на сближение с либеральными режимами, модернизма, и националистического экспансионизма.

Будучи еще митрополитом Афинским, Мелетий с группой единомышленников посетил Великобританию , где вёл переговоры о единстве между Англиканской и Православной Церквами. Тогда же Мелетий основал и т. н. « Греческую Православную Архиепископию в Северной Америке » – первую параллельную юрисдикцию в среде православных в Северной Америке , находившихся до этого под управлением Русской Православной Церкви . Его действие стало первым в ряду последующих размежеваний по этническому принципу, когда различные группы в Америке выходили из подчинения Русской Церкви, терзаемой внутренними раздорами, и обращались к своим национальным Церквям.

Американское изгнание

В феврале 1921 года, после изгнания с кафедры, Мелетий снова отбыл в Америку. Святитель Николай (Велимирович) , также находившийся в США в связи с разладом в жизни православных, в отчёте Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви от 13/26 июня 1921 года сообщал: Митрополит Мелетий считает, что по каноническим правилам, верховный надзор над Церковью в Америке должен принадлежать патриарху Константинопольскому. Он апеллирует к канону 28 IV Вселенского собора , согласно которому все церкви в странах «варварских» принадлежат юрисдикции патриарха в Константинополе. Эта юрисдикция, по его мнению, была бы скорее почётной, а реальнее проявлялась бы только в случаях апелляции одной из недовольных сторон [4] . Такое истолкование данного канона, по утверждению церковного историка священника Срболюба Милетича, было беспримерным в истории Константинопольской Церкви и явилось одним из нововведений Мелетия [5] .

В Америке Мелетий близко соотносился с англиканцами. 17 декабря 1921 года греческий посол в Вашингтоне известил префектуру в Фессалониках , что Мелетий «в облачении принял участие в англиканском богослужении, кланялся с англиканцами на молитве, целовал их престол, проповедовал и позднее благословил присутствовавших!» Когда Священный Синод Элладской Церкви узнал о деятельности Мелетия, в ноябре 1921 года была сформирована специальная комиссия с целью расследования его случая. Между тем, пока расследование еще продолжалось, Мелетий неожиданно был избран патриархом Константинопольским. Комиссия продолжила работу, и на основании её выводов 9 декабря 1921 года Синод изверг Мелетия из священного сана за целый ряд нарушений канонического права, а также за учинение схизмы [6] . Вопреки этому решению 24 января 1922 года он был возведён на Цареградский престол, а затем, под политическим давлением, постановление о его извержении было отозвано 24 сентября того же года.

Митрополит Константинопольского патриаршего Синода Герман (Каравангелис) , который в то время законным путем уже был избран патриархом Константинопольским, сообщает об обстоятельствах связанных с неожиданным изменением ситуации следующее: В отношении моего избрания на Вселенский престол в 1921 году не было сомнений. Из 17 голосов 16 было за меня. Тогда один из моих знакомых мирян предложил мне 10000 фунтов за отказ от всех прав на избрание в пользу Мелетия Метаксакиса. Естественно, я с огорчением и досадой отверг это предложение. Сразу после этого однажды ночью меня посетила делегация «Национальной лиги обороны» из трех человек и энергично меня убеждала отречся от избрания в пользу Мелетия Метаксакиса. Делегаты говорили о том, что Мелетий может принести 100000 долларов для Патриархии и что он в очень хороших отношениях с протестантскими епископами в Англии и Америке и может быть очень полезен в греческих национальных интересах и что международные интересы требуют избрания Мелетия Патриархом. Такова была и воля Елевферия Венизелоса. Я обдумывал это предложение всю ночь. В Патриархии царил экономический хаос. Греческое правительство перестало присылать помощь, а других источников дохода не было. Жалование не выплачивалось девять последних месяцев. Благотворительные организации Патриархии были в критическом материальном состоянии. Из этих соображений и ради народного блага я принял это предложение [7] .

После этого договора, 23 ноября 1921 года, было принято предложение Синода Константинопольской Патриархии отложить избрание патриарха. Сразу за тем, епископы голосовавшие за то, чтобы отложить избрание, были заменены другими, так что два дня спустя, 25 ноября 1921 года Мелетий был избран. Отстранённые епископы тем временем встретились в Фессалониках и издали сообщение о том, что «избрание Мeлетия совершено противно святым канонам», и обещали, что проведут «честное и каноническое избрание Патриарха Константинополя» [8] . Спустя два месяца Мелетий всё таки стал Константинопольским патриархом, с пощью политических кругов около Венизелоса и англичан.

На Константинопольском престоле

Возведение Мелетия на Константинопольский престол произошло в разгар греко-турецкой войны , в которой союзники во главе с Англией поддержали греческую попытку захвата у Турция обширных территорий в Малой Азии . Как ярый борец за политические идеи панэллинизма, энергичный модернист и реформатор, Мелетий начал ряд реформ и повлиял на принятие многочисленных постановлений, имевших весьма трагические последствия. Так, в 1922 году, без предварительного уведомления прочих поместных Православных Церквей, Синод его Патриархии издает энциклику , которой признаёт действительность англиканского рукоположения [9] .

Важнее всего, с 10 мая по 8 июня 1923 года по инициативе Мелетия в Константинополе состоялся так называемый « Всеправославный конгресс », изначально им поданный как «Комиссия», который вопреки постановлениям соборов 1583 , 1587 и 1593 годов принял решение об изменении календаря Православной Церкви. На этом съезде, кроме председательствовшего патриарха Мелетия и делегатов от Константинопольского Патриархата, присутствовали представители только четырёх Поместных Церквей: Греции, Кипра, Румынии и Сербии, тогда как остальные решили не участвовать. Присутствовали также архиепископ Александр (Немоловский) , находившийся тогда в невыясненном каноническом положении, и архиепископ Анастасий (Грибановский) , сразу высказавшийся против новшеств и вскоре покинувший конгресс. На собрании присутствовал и англиканский епископ Чарльз Гор , седевший по приглашению Мелетия с правой стороны от него и принимавший участие в работе этого конгресса. Помимо вопроса об изменении календаря, рассматривались отказ от фиксированного дня празднования Пасхи , ослабления поста , перенос больших святительских праздников на воскресный день. Решениями конгресса был установлен не только новый календарь, но и позволено вступление в брак после рукоположения в диакона и пресвитера , второбрачие священников, и стижка волос и ношение вне храма светской одежды духовенством. По поводу этого собрания преподобный архимандрит Иустин (Попович) писал в представлении Архиерейскому Собору Сербской Церкви от 7 мая 1977 года: Вопрос подготовки и проведения нового «Вселенского собора» Православной Церкви не новый и не вчерашний в нашем веке истории Церкви. Этот вопрос поднят еще во время несчастного Константинопольского Патриарха Мелетия Метаксакиса, известного самонадеянного модерниста, реформатора и творца раскола в Православии, на его так называемом «Всеправославном конгрессе» в Стамбуле 1923 года.

Противоречивыми остаются сведения об отношении Мелетия к святителю патриарху Московскому Тихону и обновленцам . С одной стороны Константинопольский конгресс призвал весь христианский мир способствовать освобождению патриарха Тихона. С другой стороны, в послании обновленческого Синода по поводу избрания Мелетия на Александрийскую кафедру в 1926 году говорится: Священный Синод с сердечной признательностью вспоминает о той моральной поддержке, которая была оказана Вашим Блаженством, в бытность Вашего Блаженства Константинопольским Патриархом, Священному Синоду вступлением в каноническое общение с ним как единственно законным органом Русской Православной Церкви [10] . Документы советской Антирелигиозной комиссии показывают, что в глазах советской власти патриарх Мелетий был враждебным ставленником Англии, но к концу его правления, в период де факто изгнания с кафедры, комиссия вновь постаралась привлечь его на сторону советских обновленцев [11] .

Как Вселенский патриарх Мелетий особое внимание посвятил попыткам переустройства отношений между Поместными Православными Церквами в мире, особенно в касательно диаспор. Его решения, письма, томосы и энциклики, были не только предметом распрь, но, иногда, логически противоречили друг другу. Так, не признавая автокефалии Албанской Церкви под предлогом того, что православное население составляет меньшинство, Мелетий, наперекор актам Русской Церкви, признал отделение Польской Церкви , которая точно также находилась в меньшинстве в Польше .

Мелетий стремился напрямую подчинить Константинопольской кафедре православные диаспоры всех земель. Не спрашивая Афинский Синод, в 1922 году он использовал свои связи с греческой диаспорой в Америке и подчинил её себе издав Томос об основании архиепископии для Северной и Южной Америки в Нью-Йорке , с тремя епископиями – в Бостоне , Чикаго и Сан-Франциско . Для подчинения себе других диаспор в том же году он назначил экзарха для всей Западной и Центральной Европы в Лондоне с титулом митрополита Фиатирского , после чего начал оспаривать право митрополита Евлогия управлять русскими приходами в Западной Европе.

Подобные действия продолжались и в 1923 году. Хотя Сербская Церковь уже имела свою епархию в Чехословакии где в те годы возраждалось Православие, 4 марта 1923 года патриарх Мелетий хиротонисал архимандрита Савватия во «архиепископа Праги и всей Чехословакии», и дал ему Томос № 1132 о восстановлении древней Кирилло-Мефодиевской архиепископии, которую потом определил под юрисдикцию Константинопольской патриархии [12] . 9 июля 1923 года Мелетий подчинил себе епархии Русской Церкви в Финляндии в форме автономной Финской Церкви , а Томосом от 23 августа 1923 сделал то же в отношении Эстонии . Наконец, под председательством Мелетия Константинопольский Синод решает, что для православной диаспоры в Австралии необходимо образовать новую епархию , с кафедрой в Сиднее , подчиненную Константинополю, что было сделано уже в 1924 году.

Волна нестроений и возмущений всколыхнувшая православный мир в связи с юрисдикционными преобразованиями совместилась с негодованием по поводу мелетиевских новшеств, особенно в отношении «нового календаря». Продиктованный сверху, навязанный в противоречии с прежними соборными решениями, вводимый под политическим давлением, т. н. «новый календарь» вызвал расколы и кровавые уличные столкновения. В Стамбуле дошло до серьезных волнений, во время которых население громило Патриаршие покои и подвергло самого Мелетия телесным побоям. [13] 1 июня 1923 года здесь собралась большая группа возмущённого духовенства и верующих, которые напали на Фанар с целью свергнуть Мелетия и выгнать его из города. Именно эти волнения дали начало т. н. Турецкой Православной Церкви . Однако Мелетий продержался в весьма накаленной атмосфере еще месяц, до того как 1 июля 1923 года, под предлогом болезни и необходимости лечения, покинул Стамбул. 10 июля, взяв трехмесячный отпуск и предоставив Синоду все права по управлению Церковью, он удалился на Афон . Потом при сильном давлении греческого правительства и вмешательстве Афинского архиепископа, патриарх Мелетий наконец подал в отставку со своего поста 20 сентября 1923 года.

Ни одна из Поместых Православных Церквей не приняла решений конгресса касательно брака духовных лиц после рукоположения, их второбрачия и принятия мирской одежды из-за их вопиющих противоречий с церковным Преданием и канонами. Новый календарь, и то за исключением Пасхалии , сразу ввели только три Поместные Православные Церкви: Константинопольская, Элладская и Румынская. В остальных этого не произошло из-за опасения дальнейших волнений и расколов, а также благодаря сильному отпору многих иерархов. Так, Иерусалимский патриарх заявил, что новый календарь неприемлем для его Церкви ввиду опасности прозелетизма и распространения унии на Святой Земле. Самая серьёзная оппозиция исходила со стороны Александрийской Церкви, чей патриарх Фотий I , после договора с патриархами Антиохийским Григорием IV , Иерусалимским Дамианом и архиепископом Кипрским Кириллом III , созвал Поместный собор постановивший что нет абсолютно никакой необходимости в перемене календаря. Собор выразил большое сожаление, что этот вопрос вообще оказался на повестке дня, констатировав при этом, что изменение календаря представляет опасность для единства Православия не только в Греции, но во всем мире.

На Александрийской кафедре

После своей отставки и «великой катастрофы» – поражения Греции в войне с Турцией в 1924 году с последовавшим судьбоносным обменом населения между двумя странами, – Мелетий оказался в Александрии , где с помощью политической поддержки был назван вторым кандидатом на трон Александрийского Патриархата . Египет был в то время под британским мандатом и египетское правительство имело право подтвердить кандидатуру одного из двух представленных кандидатов на трон патриарха. Целый год оно тянуло со своим решением, чтобы 20 мая 1926 года под нажимом англичан подтвердить кандидатуру Мелетия на престол папы и патриарха Александрийского. Тогда Мелетий, под предлогом заботы о единстве греческой диаспоры с родиной, ввел новый календарь и в Александрийской Церкви.

На новой кафедре патриарх Мелетий проявил себя не менее деятельным, но здесь его энергия нашла себе приложение в организации и расширении пришедшего в упадок древнего Патриархата. При нём были составлены документы до наших дней являющиеся основой устройства Александрийской Церкви: «Положение о священническом служении» (15.V. 1930 ), «Положение о Синоде» (13.XI. 1931 ), «Органический закон Греко-православной Александрийской Патриархии» (27.VI. 1934 ). Мелетий укрепил за Александрийским Патриархатом юрисдикцию надо всей Африкой , и, объезжая континент, учредил кафедры в Йоханнесбурге ( 1928 ), Бенгази , Тунисе ( 1931 ), Судане и Эфиопии [14] . Для подготовки клира он основал Свято-Афанасиевское духовное училище в 1928 году, преобразованное в 1934 году в высшую духовно-педагогическую семинарию. В период его предстоятельства велось активное строительство новых храмов и благотворительных учреждений.

В 1930 году, в качестве главы церковной делегации Мелетий (Метаксакис) принял участие и в конференции в Ламбете , где вёл переговоры о единстве между англиканцами и православными и признал силу англиканских хиротоний. Он также поучаствовал в Ватопедской межправославной комиссии в том же году по вопросу предстоящего диалога с нехалкидонскими Восточными Церквами .

Перед концом жизни, несмотря на серьезную болезнь, Мелетий пытался выдвинуть свою кандидатуру и на престол патриарха Иерусалимского . Однако, после тяжелой шестидневной агонии, 28 июля 1935 года он скончался в Цюрихе ( Швейцария ) и был похоронен в Каире с большими почестями.

Оценки

Личность Мелетия вызывала немало недвусмысленных откликов. Так, митрополит Керкирский Мефодий (Кондостанос) (+ 1967 ) называл его «беглец со святых мест, из Китии, из Афин, из Константинополя, Мелетий Метаксакис – непостоянный и неспокойный властолюбивый дух, злой демон». Собрат-масон Александр Зервудакис писал что «очень немного таких которые, как брат Мелетий, приняли масонство и сделали его своим жизненным опытом. И было для нас настоящей потерей то, что он был призван... так скоро в вечность...» [15] . По оценке церковного историка священника Срболюба Милетича, Мелетий (Метаксакис) – «один из величайших реформаторов Православной Церкви оставил после себя нестабильное, болезненное и тревожное положение, последствия которого будут ощущаться еще много десятилетий, а вероятнее всего и веков» [16] .

Литература

Николај (Велимировић), еп., Сабрана дела , књ. 10, Хилместир, 1983, 467.

Панев, Живко, священник, Вопрос диаспоры – Исторический и канонический обзор , Париж, рукопись.

Сава (Јањић), jеромонах, Екуменизам и време апостасије , Призрен, 1995, 11.

Сибев Т., Вопрос церковного календаря , Синодальное издание, Софија, 1968, 33-34.

Троицки, Сергије, Црквена јурисдикција над православном дијаспором , Сремски Карловци, 1932, 4.

Encyclical on Anglican Orders, from the Oecumenical Patriarch to the Presidents of the Particular Eastern Orthodox Churches , 1922:

* http://www.ucl.ac.uk/~ucgbmxd/patriarc.htm.

«The Julian Calendar», Orthodox Life , No. 5, 1995, 26.

Batistos D., Proceedings and Decisions of the Pan-Orthodox Council in Constantinople, May 10 - June 8, 1923 , Athens, 1982.

Delimpasis, A. D., Pascha of the Lord, Creation, Renewal, and Apostasy , Athens, 1985, 661-663.

Englezakis, Benedict, Studies on the History of the Church of Cyprus, 4th - 20th Centuries , Vaparoum, Ashgate Publishing Limited, Aldershot, Hampshire, Great Britain, 1995, 440.

Theodosius, Metropolitan, Archbishop Of Washington, «The Path To Autocephaly And Beyond: "Miles To Go Before We Sleep"»:

http://www.holy-trinity.org/modern/theodosius.html

Zervoudakis, Alexander I., «Famous Freemasons», Masonic Bulletin , No. 71, January - February, 1967.

Использованные материалы

Милетич, Срболюб, священник; Игнатий (Шестаков), иеродиакон, пер. с сербского, «Мелетий Метаксакис: митрополит, архиепископ, папа и патриарх»:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...873.

Фотий Триадицкий, еп., «Роковой шаг по пути к отступлению. О "Всеправославном конгрессе" в Константинополе»:

http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk100-4.htm

Митрофан (Шкурин), игумен, «Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг. (По материалам Антирелигиозной комиссии)», Вестник церковной истории , № 3, 2006, Москва, ЦНЦ «Православная энциклопедия», 162-175:

http://sedmitza.ru/index.html?did=40102

«Александрийская Православная Церковь», Православная Энциклопедия , т. I, Москва, 2000, 559-594:

http://pravenc.ru/text/82070.html

[1] Batistos D., Proceedings and Decisions of the Pan-Orthodox Council in Constantinople, May 10 - June 8, 1923 , Athens, 1982.

[2] По утверждению историка-масона Александра Зервудакиса, офицера британского Министерства обороны в 1944 - 1950 годах. Согласно с этими данными, один из двух других священнослужителей – будущий митрополит Василий, официальный представителель Константинопольской Патриархии . См. Zervoudakis, Alexander I., «Famous Freemasons», _Masonic Bulletin_, No. 71, January - February, 1967. Членство Мелетия в масонской ложе подтверждается и официальным списком «Великой Ложи Греции», где он относится к ложе «Гармония». См. http://www.grandlodge.gr/Famous_gr_home.html.

[3] Englezakis, Benedict, Studies on the History of the Church of Cyprus, 4th - 20th Centuries , Vaparoum, Ashgate Publishing Limited, Aldershot, Hampshire, Great Britain, 1995, 440.

[4] Николај (Велимировић), еп., Сабрана дела , књ. 10, Хилместир, 1983, 467.

[5] Милетич, Срболюб, священник; Игнатий (Шестаков), иеродиакон, пер. с сербского, «Мелетий Метаксакис: митрополит, архиепископ, папа и патриарх», http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...873.

[6] Delimpasis, A. D., Pascha of the Lord, Creation, Renewal, and Apostasy , Athens, 1985, 661.

[7] Delimpasis, 662.

[8] Delimpasis, 663.

[9] _Encyclical on Anglican Orders, from the Oecumenical Patriarch to the Presidents of the Particular Eastern Orthodox Churches_, 1922, http://www.ucl.ac.uk/~ucgbmxd/patriarc.htm.

[10] Фотий Триадицкий, еп., «Роковой шаг по пути к отступлению. О "Всеправославном конгрессе" в Константинополе», http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk100-4.htm.

[11] Митрофан (Шкурин), игумен, «Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг. (По материалам Антирелигиозной комиссии)», _Вестник церковной истории_, № 3, 2006, Москва, ЦНЦ «Православная энциклопедия», 162-175, http://sedmitza.ru/index.html?did=40102.

[12] Троицки, Сергије, Црквена јурисдикција над православном дијаспором , Сремски Карловци, 1932, 4.

[13] «The Julian Calendar», Orthodox Life , No. 5, 1995, 26.

[14] Статья «Александрийская Православная Церковь» Православной Энциклопедии также указывает Триполийскую епархию среди учрежденных патриархом Мелетием в 1931 году. По другим данным, епархия существовала и ранее - возможно он ее восстановил. См. ст. Триполийско-Ливийская епархия .

[15] Цитаты по Фотий Триадицкий, http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk100-4.htm.

[16] Милетич, http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...873.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.