Значение ИРИНЕЙ (ОРДА) в Православной энциклопедии Древо

ИРИНЕЙ (ОРДА)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ириней (Орда) ( 1837 - 1904 ), епископ Орловский и Севский , духовный писатель, исследователь Священного Писания, проповедник.

В миру Орда Харисим Михайлович, родился в 1837 году в с. Самовице.

Его отец был священником, достиг этого сана без образования, благодаря доброму поведению и хорошим способностям и навыку к службе церковной из «дьяков», как прежде называли в Малороссии причетников. С детства Владыка познал нужду и трудности. Но и в том времени он находил светлые стороны. Преосвященный Ириней вспоминал:

"Церковь в селе моего отца стояла на горе, была бедная, деревянная, дырявая. Зимою, в холода, ветер и мороз пронизывали насквозь стены и свободно гуляли по церкви. Отец и я с братом, уже будучи взрослыми, в Академии, — все в нагольных тулупах, которые и в церкви не снимались, — приходили вместе к службам; я с братом читал и пел на клиросе. Теперь вспоминаю всегда, как хорошо был научен тогда народ главным молитвам. Слышишь, бывало, как каждый вошедший в храм прочитает начальные молитвы или, по крайней мере, „Отче наш“, „Богородице Дево“, а затем каждый прочитает „Символ веры“ и „Десятословие“" .

Обучался в Полтавской духовной семинарии .

В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию .

26 апреля 1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания.

25 сентября 1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.

С 1880 года - благочинный Киево-Подольских церквей.

4 августа 1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита .

9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского , викария Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре .

С 12 июля 1890 года - епископ Чигиринский , вик. Киевской епархии.

С 19 декабря 1892 года - епископ Могилевский и Мстиславский , вик. Киевской епархии.

С 17 июля 1893 года - епископ Тульский и Белевский . При поступлении своем на Тульскую кафедру преосвященный Ириней начал "усовершенствовать по Киевским образцам" богослужебные порядки, обращая наибольшее внимание на церковное чтение и по преимуществу пение. К участию в этом деле он призвал и духовно-учебные и церковноприходские школы, вменив им в обязанность приготовлять хороших чтецов и певцов в храме.

С 2 ноября 1896 года - епископ Подольский и Брацлавский [1] .

С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии .

С 29 марта 1900 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский . В Екатеринбурге владыка обращал особое внимание начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях на надлежащую постановку церковного пения, на ознакомление учащихся с древними церковными напевами, с церковным уставом. При нем преобразована школа, открытая с 1897 года при архиерейском доме для псаломщиков во второклассную церковно-приходскую с трехгодичным курсом и с специальными курсами церковного устава и церковного пения. С особенной любовью в Екатеринбурге владыка насаждал и умножал рассадники народного просвещения, особенно школы для девочек - будущих матерей семейств и воспитательниц грядущих поколений.

С 28 марта 1902 года - епископ Орловский и Севский . За время пребывания в Орле епископ Ириней продолжил многие благие начинания своих предшественников. Более всего обращал внимание на проповедничество, необходимость непрестанного жизненного учительства паствы, что подтверждал собственным живым словом с церковной кафедры. У духовенства интересовался, что читают, у их жен — чему и как учат детей, особенно обращал внимание на обучение рукоделию. При своей крайне скромной жизни Владыка делал много добра тайно. Особое внимание уделял улучшению работы древлехранилища и пополнению его церковными древностями.

Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от паралича сердца и был похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье.

В 1920-е годы могилы захороненных в Успенском соборе пяти архиереев были осквернены и разграблены, кости разбросаны, а черепа похищены. Сохранилась лишь одна глава преосвященного Иринея. Грабители унесли все, что смогли, включая даже нательные кресты архипастырей, не говоря уже о митрах и панагиях. В 1980 г. была снесена и сама Успенская церковь.

В 1990 г. в ходе строительных работ на территории кладбища были обнаружены архиерейские захоронения. Члены Братства Успения Богородицы и местные археологи собрали останки епископов, поместили их в гробы и захоронили впоследствии на территории Успенского мужского монастыря.

Оценка деятельности

Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи.

Издавал и редактировал журнал " Воскресное чтение ", редактировал журнал " Руководство для сельских пастырей ". В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания.

Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе. Школа это родное дитя Церкви и ее естественная союзница в деле учительства была любимым духовным чадом владыки, особенно церковная школа, как ближайшая к Церкви по своему духу и назначению.

При обозрении приходов владыка обращал преимущественно внимание на учительность пастырей в церкви и школе, давая нередко образцы живого пастырского слова. Интересовался он всеми сторонами жизни священно-церковнослужителей, расспрашивая их не только о трудах их по религиозно-нравственному состоянию прихожан, но и о их материальном быте - приходах и расходах, всегда и везде внушая родителям приучать детей к церкви с юных лет.

Заботливость владыки направлялась также к благоустроению прихода вообще, как первоначальной основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить приход по старине, когда жизнь приходская возбуждается преимущественно церковными интересами, возле храма и его школы. Он заботился о возрождении церковных братств, развитии церковных попечительств. Был членом комиссии по организации "Общества ревнителей православия и благочестивой жизни". В заботах об образовании народа в духе церковности владыка обращал особое внимание на церковные школы. Им было заведено много церковных школ женских, ввиду важного значения в крестьянском быту образования жены и матери, как распорядительницы народного просвещения. Заботился он и о духовно-учебных заведениях, о развитии церковно-свечного дела, о правильной постановке епархиальной благотворительности, о миссионерском деле.

Награды

Преосвященный Ириней имел ордена св. Анны I степени и св. Владимира II степени и звание Почетного члена Киевской и Казанской духовных академий.

Труды

"История Церковной истории".

"Труды Киев. Д.А." 1891, № 6, 8, 11.

"Руководство к последовательному чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета". Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Екатеринбург, 1901.

"Руководственное пособие к пониманию Псалтири" М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.)

http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856

Отзыв о поучениях см. "Приб. к "Церк. Вед." 1901 г., № 4, с. 1671-1674.

Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 8, с. 263.

Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 22, с. 695.

"Руководитель к толковому чтению Библии".

"Разбор сочинения Ренана - "Жизнь Иисуса".

"За веру и против неверия". "Подол. Еп. Вед." Киев, 1899.

"Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича".

"Приб. к "ЦВ" 1893, № 17, с. 680-681.

Переводы:

"Земная жизнь Господа Спасителя" (перевод с немецкого). Киев, 1874-1882 гг. и др.

"Толковая Псалтирь Загабена" (перевод с греческого).

"Мученики Колизея" (перевод с английского).

"Пастырские послания Св. Ап. Павла" (перевод с французского и многие другие).

О религиозном воспитании детей. Калуга, Сардоникс, 2004.

http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=768

Литература

"Церк. Вед." 1890, № 31, с. 351.

-"- 1893, № 31, с. 253.

-"- 1896, № 19-20, с. 163.

-"- 1896, № 45, с. 397.

-"- 1900, № 17, с. 131.

-"- 1902, № 14, с. 71.

"Приб. к "ЦВ" 1899, № 13, с. 535, 537.

-"- 1901, № 45, с. 1671.

-"- 1904, № 16, с. 585-589.

"Русск. Паломн." 1888, № 16, с. 195.

-"- 1904, № 18, с. 311, 312.

"Церк. Вестн." 1891, № 1, с. 11.

-"- 1891, № 33, с. 523.

-"- 1891, № 41, с. 651.

-"- 1891, № 51-52, с. 817.

"Изв. Каз. Еп." 1883, № 22, с. 710.

-"- 1884, № 22, с. после 722, 14-15.

-"- 1884, № 8, с. 188.

"Воскр. день" 1900, № 28, с. 710.

"Моск. Ведом." 1902, № 139-140.

-"- 1904, № 100, Некролог.

"Новое время" 1904, № 100, Некролог.

"Труды Киев. Д.А." 1888, сентябрь, с. 13, 14.

"Мии. Обозрение" 1901, декабрь, с. 877.

-"- 1904, август, с. 312.

"Прав. Собес." 1899, ноябрь, с. 180.

-"- 1904, май, с. 839-841.

"Подол. Еп. Вед." 1896, № 50.

"Екатеринб. Еп. Вед." 1900, № 7-9.

"Историч. Вестн." 1904, июль.

-"- 1904, май, с. 760 (некролог).

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1904 год", с. 104-105.

"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 511, с. 77.

Булгаков, с. 1400, 1403, 1405, 1408, 1415.

БЭС т.I, с. 860

БЭС т.II, с. 1582, 1709, 1824, 2195.

БЭЛ т. V, с. 348-349.

БЭЛ, т.X, с. 622.

НЭС, т. XIX, с. 625, дополн. т. Iа, с. 837.

O religioznom nevezstve, in: Prav. Zizn' 1984, 5, 1-4.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6959

http://www.orel-eparhia.ru/heritage/bishops/iriney_orda

[1] в БЭС т. II, в стб. 1824 ошибочно указан год пребывания его на Подольской кафедре 1899. См. Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., с. 106-107

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.