Значение слова ПОГОРЕЛЬСКИЙ в Литературной энциклопедии

ПОГОРЕЛЬСКИЙ

Антоний [псевдоним Алексея Алексеевича Перовского, 1787—1836] — писатель. «Побочный» сын гр. А. К. Разумовского. Получил прекрасное домашнее образование. Окончил Московский ун-т со званием доктора философии и словесных наук. Участвовал в войне 1812—1813. С 1825 по 1830 был попечителем учебного округа в Харькове. Затем занимал различные должности по министерству народного просвещения. В 1825 напечатал в «Новостях литературы» [март] повесть в стиле Гофмана «Лафертовская маковница». Повесть вызвала одобрение Пушкина и сблизила П. с кружком писателей, связанных с Пушкиным. П. печатался в журнале романтиков «Бабочка», а затем в «Литературной газете». В 1828 выпустил ряд повестей и рассказов «Двойник или мои вечера в Малороссии» (2 чч.), в 1829 — сказку «Черная курица или подземные жители, волшебная повесть для детей» и наконец в 1830 и 1833 — последовательно две части романа «Монастырка» (позднее переизданы: М., 1884, и СПБ, 1886). Влияние Гофмана на П. больше всего сказалось в «Двойнике» — ряде фантастических новелл, обрамленных беседой автора со своим двойником и представляющих иногда простую переделку повестей Гофмана («Печальные последствия необузданного воображения» П. — «Песочный человек» Гофмана). Но если у Гофмана

33 фантастика являлась средством преодоления им мещанско-буржуазного быта, то П. она была воспринята очень поверхностно, в соответствии с характерным для литературы оскудевавших групп дворянства тяготением к романтике, к уходу от реальной действительности. Элементы фантастики в «Монастырке» отсутствуют. По словам дружественной по отношению к П. «Литературной газеты» (1830, № 16), это — «настоящий и вероятно первый у нас роман нравов»; она отмечает «живость картин, верность описаний, счастливо схваченные черты нравов Малороссии и прекрасный слог» (1830, № 11). В центре романа поставлен положительный образ дворянской девушки, несколько напоминающий Татьяну Ларину и Машу Миронову Пушкина. Приемы психологической обрисовки образов на фоне картин поместной жизни также свидетельствуют о принадлежности «Монастырки» к дворянскому роману начала XIX в. «Монастырка» противопоставлялась литературными кругами, связанными с Пушкиным, буржуазным тенденциям романа Булгарина «Иван Выжигин». Библиография: I. Сочинения, 2 тт., изд. Смирдина, СПБ, 1853. II. «Отечественные записки», т. CX, 1853, № IX, отд. V (отзыв без подписи о «Сочинениях» Погорельского, изд. 1853); Горленко В., Алексей Алексеевич Погорельский, «Киевская старина», т. XXI, 1888, № 4; Кирпичников А. И., Антоний Погорельский. Эпизод из истории русского романтизма, «Исторический вестник», 1890, № 10 (перепеч. в его «Очерках по истории русской литературы», СПБ, 1896); Его же, Немецкий источник одного русского романа, «Русская старина», 1900, № 12; Его же, Перовский А. А., «Русский биографический словарь», т. Павел — Петр, СПБ, 1902; Игнатов С. С., А. Погорельский и Э. Гофман, «Русский филологический вестник», т. LXXII, 1914, № 3—4. III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902. П. К.

Литературная энциклопедия.