Значение слова ARTEMIDORUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ARTEMIDORUS

АРТЕМИДОР 1) грамматик, ученик-Аристофана, жил в Александрии ок. 230 г. до Р. X., писал о дорическом диалекте и сделал собрание произведений буколиков; 2) путешественник и географ из Эфеса, жил ок. 100 г. до Р. X., свои путешествия по Черному, Средиземному и Красному морям описал в сочинении или в 11 книгах; оно служило источником для Страбона и Плиния, а теперь известно только по отрывкам и извлечению, сделанному Маркианом Гераклейским. Ср.: Stiehle в Philol., XI, стр. 193 слл.; 3) эфесец, современник Адриана и Антонинов; по имени родины своей матери, лидийского города назывался ; написал , сочинение, состоящее из 5 книг и имеющее целью подтвердить фактами пророчествен-ное значение снов. Написанное ясным, вообще говоря, чистым, приятным слогом, не без некоторого воодушевления, оно представляет не лишенную интереса картину нравов того времени и дает некоторый материал для мифологии. Изд. Hercher (1864). АРТЕМИДА, Диана, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона (см. Apollo), между женскими божествами то же, что ее брат между мужскими; однако некоторые черты одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное, другие менее полное выражение в представлениях об А., чем в представлениях об Аполлоне. Как Аполлон, А. посредством своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей, особенно женщин (Hom. Od. 11. 172. Il. 24, 606), но в то же время она богиня-защитница и спасительница (, Sospita). Она ближе стоит к природе, чем ее брат, который действует более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов () и богиня-кормилица (), она охраняет стада и дичь. Она любит лесных животных, но и преследует их; сопровождаемая лесными нимфами, она охотится по лесам и горам. Od. 6, 102. Жизнь среди свободной природы — ее наслаждение; она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не знает уз брака. Эта идея девственной охотницы () особенно развита в представлениях об А., между тем как соответствующая черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, напр, отношение к музыке и дару пророчества, в сказаниях о его сестре выражены лишь слабыми намеками. Hom. hymn, in Dian. 27. Pind. nem. 9, 5. Богиней луны и Гекатой, по мнению некоторых, она сделалась лишь после того, как Аполлон сделался солнечным богом. Почитание А. стоит по большей части в связи с почитанием Аполлона, но в Аркадии ее почитали одну, без брата, как подобную нимфам богиню охоты, в рощах и у источников. В древние времена в некоторых местностях, напр, в Бравроне в Аттике, в Спарте, где А. называлась (прямо стоящая), эту богиню умилостивляли человеческими жертвами. Такие жертвы были впоследствии отменены; однако в Спарте долго еще держался обычай в праздник А. у ее алтаря бичевать мальчиков так, что алтарь обагрялся их кровью. Эта жаждущая крови богиня называлась также Таврической: верили, что Ифигения, дочь Агамемнона (в Гермионе сама богиня называлась Ифигенией), и Орест принесли в Грецию кумир богини и ее культ из Тавриды, где подобное А. божество было чествуемо человеческими жертвами. Эфесская А. была первоначально азиатским стихийным божеством: оно было отождествлено с греческой А., потому что и за ним признавали силу, питающую все живущее. А. изображали обыкновенно стройной, быстроногой охотницей в короткой одежде с луком и колчаном. В чертах ее лица заметно сходство с Аполлоном. Как богиня луны, она изображалась в длинной одежде с покрывалом на голове, с полумесяцем над челом и с факелами в руках. Знаменитейшая из сохранившихся статуй А.— Версальская в Париже. Эта статуя изображает богиню, как покровительницу диких животных; в порыве гнева она хочет выдернуть из колчана стрелу, чтобы защитить от преследователя лань, ищущую у нее покровительства. Римская Диана была также богиней-подательницей света и жизни, как и А.; поэтому ее отождествляли с последней и в римской литературе ей приписывали все те качества, какие в позднейшее греческое время были усвояемы А. Диана считалась богиней охоты, родов (Lucina), богиней луны, одинаковой с Гекатой. Культ Дианы, как полагают, занесли в Рим плебеи-латины, поэтому она попреимуществу считалась покровительницей плебеев и также рабов. Сервий Туллий, покровитель низших классов народа, посвятил ей храм на Авентине, главном местопребывании плебеев (Aventina). В Ариции, в роще у источника Егерии, Диана под именем Nemorensis чествовалась как богиня, требующая человеческой крови: жрецом (rex nemorensis) богини был беглый раб, получавший жречество после поединка, в котором убивал прежнего жреца. Эту богиню отождествляли с таврической А. и рассказывали, что ее культ был занесен сюда Орестом или сыном Тесея Гипполитом: после своей смерти Гипполит будто бы был воскрешен Эскулапом и приведен Дианой в Арицию, где затем царствовал под именем Вирбия. Verg. А. 7, 761. Ov. fast. 3, 263. 6, 731. met. 15, 497.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.