Значение ПЕНДЕРЕЦКИЙ КШИШТОФ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПЕНДЕРЕЦКИЙ КШИШТОФ

(Penderecki) Кшиштоф (родился 23.11.1933, Дембица), польский композитор. Ведущий представитель польского авангардизма . Преподаёт композицию в Государственной высшей школе музыки в Кракове (с 1972 ректор) и в консерватории в Эссене (ФРГ). Экспериментирует в области звуковой колористики; в поисках внемузыкальных средств выразительности придаёт большое значение ритмодекламации (в работе с так называемыми речевыми хорами подчёркивает роль артикуляции, динамики, тембров), применяет шумовые эффекты, выделяет ударные инструменты, особенно в сочинениях для джаза. В культовой музыке (с 1959), окрашенной 'католическим гуманизмом', использует элементы григорианского хорала . Среди соч.: 'Псалмы Давида' (для смешанного хора и ударных, 1958), 'Преломления' (для ансамбля ударных и струнного оркестра, 1960), Канон для оркестра и магнитофонной ленты (1962), 'Страсти по Луке' (1966), 'Дьяволы из Лудена' (по О. Хаксли, 1969), '8-я эклога Горация' (для вокального ансамбля, 1972), музыка для драматического театра и кино.

Лит.: Lisicki К., Szkice о Krzysztofie Pendereckim, Warsz., 1973.

З. Лисса.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.