Значение БРЕХТ БЕРТОЛЬТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БРЕХТ БЕРТОЛЬТ

(Brecht) Бертольт (10.2.1898, Аугсбург, - 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете Мюнхенского университета. В ноябре 1918 был членом солдатского совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914. Сатирическая антивоенная баллада 'Легенда о мёртвом солдате' (1918) принесла Б. известность. Первые пьесы - 'Ваал' (1918, издана 1922), 'Барабанный бой в ночи' (1922), 'В чаще городов' (1921-24, издана 1927) - содержат сатирическую полемику с экспрессионизмом. Эти пьесы, а также стихи и песни ('Карманный сборник', 1926; 'Домашний сборник', 1927) некоторые критики считаливыражением анархо-индивидуалистических взглядов Б. Между тем в эти годы он, изучая марксизм-ленинизм, решил посвятить своё творчество социалистической революции. Пьеса 'Что тот солдат, что этот' (1927), музыкальная комедия 'Махагони' (1927), как и 'Трёхгрошовая опера' (1928, музыка К. Вейля ), выражают уже резко определённую антикапиталистическую и революционную целеустремлённость. В тот же период Б. начал разрабатывать теорию 'эпического театра', который должен стать театром 'эпохи науки и социалистической революции'. Назидательные пьесы - 'Перелёт через океан' (1929), 'Говорящий да и говорящий нет' (1929-1930), 'Высшая мера' (1930), 'Исключение и правило' (1930), 'Горации и Куриации' (1934) - рассчитаны были на постановку не только профессиональными театрами, но и рабочими самодеятельными коллективами. В назидательном духе написаны и драмы 'Святая Иоанна скотобоен' (1929-30, опубликована в 1932) и 'Мать' (по роману М. Горького, издана 1933).

После нацистского переворота (1933) Б. эмигрировал; в 1933-47 жил в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, США, где участвовал в общественной жизни эмиграции. Поэзию Б. этих лет отличает боевая пропагандистская целеустремлённость (сборник 'Песни, стихи, хоры', 1934, 'Сведенборгские стихи', 1939). Песни Б. ('Марш единого фронта', 'Песня о солидарности' и др.), музыка к которым написана Х. Эйслером , приобрели особую популярность в исполнении Э. Буша .'Трёхгрошовый роман' (1934), статья 'Пять трудностей пишущего правду' (1934) - первые значительные произведения Б.- прозаика и публициста. В эмиграции он создал цикл реалистических сцен 'Страх и отчаяние в Третьей империи' (1935-38), героическую драму 'Винтовки Тересы Каррар' (1937). Творческие принципы Б., стремившегося создать театр, 'пробуждающий у зрителей самостоятельное критическое революционноемышление', воплотились в драмах-притчах 'Добрый человек из Сезуана' (1938-40), 'Карьера Артуро Уи' (1941, пост. 1959), 'Кавказский меловой круг' (1944), в исторических драмах 'Мамаша Кураж и её дети' (1939, изд. 1941), 'Жизнь Галилея' (1938-39), 'Дни Коммуны' (1947) и в народных комедиях 'Господин Пунтилла и его слуга Матти' (1940) и 'Швейк во второй мировой войне' (1944).

Вернувшись на родину (1948), Б. вместе с женой - актрисой Е. Вейгель организовал в столице ГДР театр 'Берлинер ансамбль'. Б. был избран в 'Академию искусств' (1950). Влияние и слава литературного творчества и театра Б. распространились далеко за пределы ГДР. Пьесы Б. ставятся во многих театрах Советского Союза. В 1954 спектакль театра 'Берлинер ансамбль' 'Мамаша Кураж' получил 1-ю премию на Международного театральном фестивале в Париже. Ученики Б. плодотворно развивают его художественныйопыт и эстетические теории. Теоретические взгляды Б. изложены в статьях 'Народность и реализм' (1938), 'Малый органон для театра' (1949) и др. Б. удостоен Национальной премии ГДР (1949), Международной Ленинской премии 'За укрепление мира между народами' (1954).

Соч.: Stucke, Bd 1-14, В.- Weimar, 1967-69 (изд. продолжается); Schriften zur Politik und Gesellschaft, Bd 1-2, В.-Weimar, 1968; Schriften zum Theater, [Fr./M., 1968]; Uber Theater, [2 Aufl.], Lpz., [1969]; в рус. пер. - Стихи. Романы. Новеллы. Публицистика, М., 1956; Театр. [Пьесы, Статьи], т. 1-5, М., 1963-65.

Лит.: Зингерман Б., О театре Брехта, в его кн.: Жан Вилар и другие, М., 1964; Клюев В. Г., Б. Брехт - новатор театра, М., 1961; его же, Театрально-эстетические взгляды Брехта, М., 1966; Райх Б. Ф.,, Брехт, М., 1960; Фрадкин И. М., Б. Брехт. Путь и метод, М., 1965: Копелев Л., Брехт, М., 1965; Grimm R., В. Brecht, 2 Aufl., Stuttg., 1963; Willett J.. Das Theater B. Brechts, Reinbek bei Hamb.,1964;Schumacher Е., B. Brechts 'Leben des Galilei' und andere Stucke, B., 1965; Rulicke-Weiler K., Die Dramaturgie Brechts, B., 1966; Б. Брехт. Биобиблиографический указатель, М., 1969.

Л. 3 . Копелев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.