Значение АХМАТОВА АННА АНДРЕЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

АХМАТОВА АННА АНДРЕЕВНА

(псевдоним; настоящая фамилия - Горенко) Анна Андреевна [11(23).6.1889, Одесса, - 5.3.1966, Домодедово Московской области; похоронена в Ленинграде], русская советская поэтесса. Родилась в семье офицера флота. Училась на Высших женских курсах в Киеве и на юридическом факультете Киевского университета. С 1910 жила преимущественно в Петербурге. В 1912 вышла первая книга стихов А. 'Вечер', за ней последовали сборники 'Чётки' (1914), 'Белая стая' (1917), 'Подорожник' (1921) и др. А. примыкала к группе акмеистов (см. Акмеизм ) . В противоположность символистам с их тягой к нездешнему, туманному, лирика А. вырастала на реальной, жизненной почве, черпая из неё мотивы 'великой земной любви'. Контрастность - отличительная черта её поэзии; меланхолические, трагические ноты чередуются со светлыми, ликующими.

После Октября, далёкая от революционной действительности, А. всё же резко осудила белую эмиграцию, людей, порвавших с Родиной ('Не с теми я, кто бросил землю...'). В течение ряда лет трудно и противоречиво формировались новые черты творчества А., преодолевавшей замкнутый мир утончённых эстетических переживаний. С 30-х гг. поэтический диапазон А. несколько расширяется; усиливается звучание темы Родины, призвания поэта ('Маяковский в 1913 году', 'Данте', цикл 'Тайны ремесла'); в её творчество влилась струя историзма - саркастическая отходная дореволюционной эпохе ('На Смоленском кладбище', 'Предыстория', 'Царскосельская ода', 'Петербург в 1913 году'). В годы Великой Отечественной войны в поэзии А. выделяются патриотические стихи ('Клятва', 'Мужество'). Мотивы кровного единства со страной звучат в лирических циклах 'Луна в зените', 'С самолёта'. Вершина творчества А. - большая лирико-эпическая 'Поэма без героя' (1940-62). Трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта перекликается с темой надвигающегося крушения старого мира; поэма отличается богатством образного содержания, отточенностью слова, ритмики, звучания. Поэзия А. в целом характеризуется классической простотой и ясностью стиля, конкретностью и 'вещностью' образного строя, высоким лиризмом, мелодичностью. А. принадлежат переводы из восточных, западноевропейских, еврейских, латышских поэтов. Её работы о творчестве А. С. Пушкина отмечены тонкостью анализа. Стихи А. переведены на многие языки.

Соч.: Из шести книг, Л., 1940; Стихотворения (1909-1960). [Послесл. А. Суркова], М., 1961; Бег времени. Стихотворения. 1909-1965, М.-Л., 1965: Голоса поэтов. Стихи зарубежных поэтов в переводах Анны Ахматовой. [Предисл. А. Тарковского], М., 1965; Стихотворения, М., 1967; Стихи разных лет. [Публикация В. Жирмунского], 'Новый мир', 1969, | 5 .

Лит.: Эйхенбаум Б., Анна Ахматова. Опыт анализа, П., 1923; то же, в его кн.: Статьи о поэзии, Л., [1969]; Озеров Л., Мелодика. Пластика. Мысль, 'Литературная Россия', 1964, 21 авг.; Павловский А., Анна Ахматова. Очерк творчества, Л., 1966; Добин Е., Поэзия Анны Ахматовой, Л., 1968; Тарасенко А. Н., Русские поэты XX в. 1900-1955. Библиография, М., 1966.

Е. С. Добин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.