Значение ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ СВ. ВЛАДИМИРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ СВ. ВЛАДИМИРА

заключает в себе определение десятины в пользу церкви, а также круга предметов и лиц, подведомственных Ц. суду; он же предоставляет церкви заведование торговыми мерами и весами. Сохранилось несколько редакций этого устава, отличающихся одна от другой сравнительной краткостью или распространенностью. Ни одна из них св. Владимиру не принадлежит, и устав может быть приписан ему лишь в том смысле, что его образ действий подал позднейшим князьям пример определения круга ведомства Ц. суда. Составление письменного устава от имени св. Владимира должно быть отнесено к XIV стол. Правда, он имеется уже в древнейшей софийской кормчей (синодальной № 132), относящейся к концу XIII в., но в самом конце книги, как позднейшая приписка. В этом древнейшем списке устав Владимира содержит в себе замечательный исторический анахронизм, на который еще со времени Карамзина справедливо указывалось, как на доказательство подложности устава — именно указание на то, что св. Владимир получил крещение от констант. патриарха Фотия. Отсюда явствует, что устав составлялся долго спустя после Владимира, когда на Руси было уже забыто, что Владимир принял крещение почти целое столетие спустя после смерти Фотия. Поводом к облечению русскими книжниками традиционного завета первого христианского князя на Руси в форму законодательного акта могли послужить разные насилия против духовных лиц и посягательства на церковное достояние. Иногда, впрочем, содержание устава Владимира излагается в кормчих книгах и в мерилах праведных не от имени Владимира, а в виде исторической записи о том, что сделал Владимир для церкви и что последующие князья приложили. Эта историческая запись носит обыкновенно название: "Правило о церковных людех и о десятинах и судах епископских и о мерилех градских". В этом правиле говорится, что в царствование византийских императоров Константина и Василия крестился князь Владимир и крестил всю Русь, приведя с собою из грек митрополита Леонта, затем положил устав в пользу соборной церкви и, под страшными клятвами, заповедал соблюдать его всему роду своему, а после него позднейшие правоверные великие князи много приложили к тому, что сделано Владимиром, создав епископии, пожаловав им города, погосты, села, винограды и проч., а княгини — золото, дорогие каменья и одежды и проч. "Правило" напечатано в "Правосл. Собеседнике" (1861, ч. II, стр. 434 и сл.). Иногда содержание устава излагается кратко в виде "ряда и суда церковного", установленного первыми князьями (см. "Правосл. Собеседник", 1861, ч. III, стр. 460 и сл.). Ц. устав св. Владимира напечатан в разных редакциях в I т. "Истории Русской церкви" митроп. Макария и I т. (1 полов.) "Истории русской церкви" проф. Голубинского, а также в "Хрестоматия по истории русского права" проф. Владимирского-Буданова. См. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. I, Ярославль, 1889); его же, "Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права" (Ярославль, 1888); А. Павлов, "Курс церковного права" (Сергиев Посад, 1902).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.