Значение слова МАЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

МАЙ

(лат. mensis Majus, греч. ??????? ???, нем. и франц. Mai, англ. May, итал. Maggio, польск. и чешск. Мaj; коренные славянские названия: в Древней Руси ? травный, у малороссов ? травень, у чехов кветен и травен, а в старину изок и сибин, у сербов ? травен, цветан, а в старину свибан, у болгар ? летен, травен, у словаков ? цветень, у хорватов ? розоцвет, розняк, велик травен, щебой или швибан; польск. Maj (значит "зелень") ? по современному счислению, пятый месяц в году; название свое получил от римск. богини Май. Имеет 31 день. Название М. (в церковных книгах Маий) перешло к нам от Византии. Народные поговорки про М.: "захотел ты у мужика да в М. перепутья" (дорожной пищи); "коли март сух да мокор М., так будет каша и коровай"; "сей и холь яровое в М., так будет зимою добро"; "понадеялся на М. да на сладимой ветерок, вот тебе и хлебец"; "ай, ай, осударь М., тепел да холоден", "май холодный, год хлебородный"; "коли в М. дождь, будет и рожь"; "апрель с водою ? М. с травою"; "майская трава и голодного кормит". С Николина дня (9 мая) начинают выгонять лошадей на ночнину. На Федосью-колосяницу (29 мая) рожь начинает колоситься. В римско-католической церкви месяц М. посвящен особенному чествованию Пресвятой Девы Марии ("майские службы", напоминающие акафист Богоматери в православной церкви). См. Майский праздник.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.