Значение слова ОПЕРА в Большом российском энциклопедическом словаре

ОПЕРА

́ОПЕРА (итал. opera, букв.- сочинение), муз.- театральное произв., основанное на синтезе слова, сценич. действия и музыки. Возникла О. в Италии на рубеже 16 и 17 вв. (см. Флорентийская камерата ). В ходе ист. эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вок. ансамбль, хоры, орк. номера (увертюра, антракты). Иногда О. включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности О.: ист.-легендарная, героико-эпич., нар.-сказочная, лирико-бытовая и др. Нек-рые виды О. тесно связаны с определ. нац. культурой и эпохой - итал. onepa-cepua (серьёзная), опера-буффа (комическая), франц. большая опера , опера-комик , лирическая опера , нем. и австр. зингшпиль , англ. балладная опера. Первые рус. О. появились во 2-й пол. 18 в. Классич. произв. оперного жанра в России возникли в 19 в., тогда же нац. О. были созд. на Украине, в нач. 20 в.- в Азербайджане, Армении, Грузии. Среди композиторов - авторов наиб. значительных О.: К. Монтеверди, А. Скарлатти, Г. Пёрселл, Ж.Б. Люлли, Ж.Ф. Рамо, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Керубини, Ж.Ф. Лесюэр, Л.ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ф. Обер, Дж. Мейербер, Ф. Галеви, А. Буальдьё, К.М. фон Вебер, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Массне, Ж. Бизе, С. Монюшко, Б. Сметана, А. Дворжак, Л. Яначек, П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус, А. Шёнберг, А. Берг, Ф. Бузони, И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Дж. Гершвин, Б. Бриттен, Дж.К. Менотти; М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.Г. Рубинштейн, А.Н. Серов, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Т.Н. Хренников, Р.К. Щедрин, А.П. Петров. См. также Музыкальная драма , Рок-опера .

Большой российский энциклопедический словарь.